Anna Lee (Анна Щукина) (ana_lee) wrote in ru_glamour,
Anna Lee (Анна Щукина)
ana_lee
ru_glamour

Category:

О, Генри!

Редакторы журналов мод носили его на руках. С командой моделей и стилистов он исколесил самые экзотические уголки Земли. Благодаря Генри Кларку (Henry Clarke) красоты и изящества в нашем мире стало больше.

В фильме Стэнли Донена «Забавная мордашка» Фред Астер играет модного фотографа. Считается, что это Ричард Аведон, но на самом деле главный герой практически списан с другого мастера – обаятельного парижского американца, галантного и куртуазного Генри Кларка.

By Henry Clarke

Когда 74-летний Кларк последний раз появился в лондонской редакции Vogue в 1992 году, он забрал несколько оставшихся там ещё с 1950-х годов негативов. С этой славной декадой Кларк ассоциируется безошибочно и моментально. В последующие лет тридцать  карьера его была вполне успешной, но тогда, в послевоенном, истосковавшемся по красоте мире, он, как никто, смог показать, какими тонкими и изящными могут быть талии и лица.


Текст: Робин Мюир
Его прелестные, надменно-скуластые модели – Дориан Ли, Сьюзи Паркер, Анн Сент-Мари, Cтелла Оук, Ловима, хоть и кажутся чересчур экстравагантными, но существуют в реальном мире: вот Дориан Ли в вечернем платье от Jacques Heim, белых перчатках и широкополой шляпе – в музее Petit Palais, на фоне картины Гюстава Курбе. Довима в платье с фестонами на рукавах, шляпке и черных перчатках прилегла на тахту и делает послеобеденные телефонные звонки. А любимица Кларка Анн Сент-Мари выгуливает свою огромную овчарку – выбрав для этой прогулки крепдешиновый леопардовый ансамбль от Dior. Принимаясь изучать моду, фотографии Генри Кларка каждый берет за образец: за ними – великолепное знание предмета, прекрасный вкус, гениальное чувство кроя и материала – ни одна складка одежды в его фотосессиях не случайна.

Savoir-faire, December 1957 | Henry Clarke
Savoir-faire, December 1957

clarke_henry_1955_dorian_leigh_pour_jacques_heim_fb.jpg
Dorian Leigh pour Jacques Heim, 1955

clarke_henry_1950_anne_sainte_marie_pour_christian_dior_fb.jpg
Anne Sainte-Marie pour Christian Dior, 1950

clarke_henry_1955_ann_sainte-marie_pour_balenciaga_fb.jpg
Anne Saint-Marie pour Balenciaga, 1955

clarke_henry_1955_ann_sainte-marie_pour_chanel_


clarke_henry_1955_anne_saint-marie_pour_chanel

clarke_henry_1955_ann_sainte-marie_pour_dior_fb.jpg
Anne Sainte-Marie pour Christian Dior, 1955

clarke_henry_1955_ann_sainte-marie_pour_fath_fb.jpg
Anne Sainte-Marie pour Jacques Fath, 1955
Сам Кларк был необычайно элегантным человеком, обаятельным, с безупречными манерами – собственно, как раз таким он нам и представляется по своим снимкам. В редакции британского Vogue ходили легенды  о том, например, как он вслух вопрошал, что это за глупость «молодежная» или «уличная» мода и кто будет носить эти нелепые спортивные туфли, именуемые в Америке sneakers, а Англии – trainers (а в России – кроссовки).
Сам он навсегда остался в 1950-х, в той эпохе, когда, как пишет близкая подруга Кларка, шеф парижского бюро американского Vogue Сьюзан Трейн, «все всегда точно знали, что и куда надеть: какой наряд выбрать для ланча, а какой – для ужина или коктейля; какая ткань и цвет подходят для какого времени суток… Эти негласные правила были точны, как фигуры менуэта».
В съемках Кларка никогда не появятся «нелепые спортивные туфли». Так называемой уличной моды там тоже не будет и следа. Зато настоящей экзотики предостаточно, особенно в 1960-е и 1970-е. Для Vogue это была эпоха дальних странствий и великих открытий: Ливан и Антарктида, Бали и Иордания, остров Тасмания и Мертвое море.

clarke_henry_1955_ann_sainte-marie_pour_lanvin_fb.jpg
Anne Sainte-Marie pour Lanvin, 1955

clarke_henry_1955_anne_saint-marie_pour_chanel_fb.jpg
Anne  Saint-Marie pour Chanel, 1955

clarke_henry_1955_anne_saint-marie_pour_jacques_fath_fb.jpg

Anne Sainte-Marie pour Jacques Fath, 1955

clarke_henry_1955_anne_saint-marie_pour_jean_patou_fb.jpg
Anne Sainte-Marie pour Jean Patou, 1955

clarke_henry_1955_anne_saint-marie_pour_paulette_fb.jpg
Anne Sainte-Marie pour Paulette, 1955

Model Wearing Flamingo Feather Cap, 1955 | Henry Clarke
Model wearing coiffure of a cap, with feathers in shades of flamingo pink, 1955

По части интеграции моделей в экзотические пейзажи Генри Кларку поистине не было равных – девушки идеально вписывались в ландшафт. Или же создавалось впечатление, будто съемочная группа случайно «в кустах» обнаружила местную красавицу; ну а та, опять же по чистой случайности, оказалась наряжена в брючный «пижамный» костюм от Pucci. Пейзажи по яркости не уступали нарядам, и это было несомненным плюсом: в те годы большинство читателей, даже такого элитарного журнала, как Vogue, могли только мечтать об атлантических перелетах и дальних путешествиях. Зато в съемках Генри Кларка они в красках видели страны и континенты, о которых знали не больше, чем о соседних галактиках.

В 1951 году Кларк подписал беспрецедентный контракт, позволяющий ему снимать сразу для трех изданий – французского, английского и американского Vogue. Но и выкладывался он по полной. Знаменитый редактор американского Vogue Диана Вриланд отправляла его в экзотические командировки и велела не возвращаться без двадцати-тридцатистраничных историй. Вот что пишет о съемках на Барбадосе редактор британского Vogue Эйсла Гарланд: «Меньше чем за десять дней нам нужно было отснять – на моделях – семьдесят шесть вещей! Генри работал не переставая, забывая о сне и еде, а окунулся в море лишь тогда, когда настала очередь снимать купальники».

В 1960-70е любимыми моделями Кларка были Мариза Беренсон и Верушка, они блистали в десятках фотосессий со знойными названиями: «Мода в зените солнца!» (Мексика), «Мода на восходе» (Индия) и т.п. От каждой из съемок Вриланд приходила в такой восторг, что тут же заказывала следующую. Вот что она в своей неподражаемой манере писала Кларку в 1966 году: «Дорогой Генри, мы просто очарованы вашими «леди в кафтанах». Все они – и каждая в отдельности – ослепительно хороши. Никто, никто, кроме Вас не способен посмотреть на женщину такими глазами».

Model in Silk Poncho, 1965 | Henry Clarke
Veruschka posing in bamboo jungle wearing asymmetrical floor length, transparent flowered, silk, organza poncho over matching body suit, all by Griffe, 1965

Model Marisa Berenson in Gold Caftan by Tina Leser, 1967 | Henry Clarke
Model Marisa Berenson in gold caftan by Tina Leser with rings by Gripoix and gold jeweled sandals by Bernardo, 1967
На самом деле «такими» глазами он смотрел на все вокруг, и когда на склоне лет, в 1980-х, Кларк увлекся съемками для House & Garden, никто не удивился. «Снимая моду, он всегда был очень внимателен к интерьерам, - вспоминает его модель Беттина. – Он покупал цветы, доставал где-то антикварную мебель, выстраивал фон, как театральную декорацию. Воображения и вкуса ему было не занимать – свидетельство тому его собственный дом: особняк XVI века с видом на море в Рокербрюне».
В детстве дома как такового у Генри Кларка не было. Он родился в 1918 году в Лос-Анджелесе и переезжал с родителями, ирландскими эмигрантами, с места на место десятки раз, пока в 1932 году семья не осела в Сан-Франциско. В 1946-м Генри Кларк, декоратор витрин из Оукленда, берет полугодовой отпуск за свой счет и переезжает в Нью-Йорк. Вскоре он уже работает в издательском доме «Конде Наст» на должности ассистента по аксессуарам и, наблюдая за работой великих Хорста и Сесила Битона, находит свое истинное призвание – фотографию.
Генри научился обращаться с казенной камерой и посетил несколько уроков, которые в те времена давал пионер графического дизайна в Америке, знаменитый Алексей Бродович, а дальше судьба распоряжалась сама. Кларк не уворачивался от нее и не пытался объять необъятное – просто брал то, что само шло к нему в руки. А это была мода в её самом элегантном обличье. И знаменитости – такие, как Ли Радзивилл, баронесса фон Тайсон, сестры Гиннесс, Марелла Аньелли, звезды итальянского кинематографа эпохи неореализма.

clarke_henry_1956_gloria_et_dolores_guinness_fb.jpg
Mrs. Loel Guinness and Daughter Modeling, 1957

Marella Agnelli, Wife of Fiat Heir, Italy’s Unofficial First Lady,
Marella Agnelli, Wife of Fiat Heir, Italy’s Unofficial First Lady

Baroness Fiona Thyssen-Bornemisza, 1962 | Henry Clarke
Baroness Fiona Thyssen-Bornemisza, 1962

clarke_henry_1950_anna_magnani_fb.jpg
Anna Magnani, 1950
Он не снискал громкой славы не только из-за светил-соперников – Ирвина Пенна и Ричарда Аведона. Природная скромность и внутреннее изящество Кларка тоже сыграли немалую роль – шумный успех показался бы ему безвкусицей. Хотя он бы вряд ли огорчился, узнав, что его большая персональная выставка прошла в парижском Musee de la Mode с грандиозным аншлагом.
Для нас, сегодняшних, работы Генри Кларка – история полувековой давности. Для истории моды – это целый столетия. Сегодня, когда нелюбимый Кларком «уличный»  стиль главенствует не только на улицах, а кутюр второпях уходит на пенсию, мы смотрим на плятья и лица с его снимков, на «всех этих дам под вуалями, с лебедиными шеями и втянутыми как у борзых животами» (так писала о нем журналист Сьюзи Менкес) как на реликты ушедшей эпохи. Эпохи, когда мода была Высокой.

clarke_henry_1955_anne_saint-marie_test_de_maquillage_fb.jpg
Anne  Saint-Marie test de maquillage, 1955

clarke_henry_1949_sophie_litvak_pour_fath_fb.jpg
Sophie Litvak pour Jacques Fath, 1949

clarke_henry_1950_betty_pour_rossen_fb.jpg
Betty pour Rossen, 1950

clarke_henry_1951_ann_huting_pour_jacques_heim_fb.jpg
Ann Huting pour Jacques Heim, 1951

clarke_henry_1951_anonyme_clarke_dans_son_studio_fb.jpg
Clarke's Studio, 1951

clarke_henry_1951_anonyme_clarke_photographiant_fb.jpg
Clarke at work, 1951

clarke_henry_1951_anonyme_studio_fb.jpg

clarke_henry_1951_regine_pour_maggy_rouff_fb.jpg
Regine pour Meggy Rouff, 1951

clarke_henry_1951_regine_roquebrune_pour_schiaparelli_fb.jpg
Regine pour Schiaparelli, 1951, Roquebrune

clarke_henry_1951_stella_oakes_pour_balenciaga_fb.jpg
Stella Oakes pour Balenciaga, 1951

clarke_henry_1951_vogue_de_juillet_fb.jpg
1951

clarke_henry_1951_vogue_septembre_fb.jpg
1951

clarke_henry_1949_bettina_pour_jacques_faith_fb.jpg
Bettina pour Jacques Fath, 1949

clarke_henry_1949_bettina_pour_jacques_fath_fb.jpg
Bettina pour Jacques Fath, 1949

clarke_henry_1950_bettina_dans_le_studio_de_nadar_pour_jacques_fath_fb.jpg
Bettina dans le Studio de Nadar pour Jacques Fath, 1950

clarke_henry_1950_bettina_pour_balenciaga_fb.jpg
Bettina pour Balenciaga, 1950

clarke_henry_1950_bettina_pour_fath_fb.jpg
Bettina pour Jacques Fath, 1950

clarke_henry_1950_bettina_pour_pierre_balmain_fb.jpg
Bettina pour Pierre Balmain, 1950

clarke_henry_1951_bettina_pour_lanvin_fb.jpg
Bettina pour Lanvin, 1951

clarke_henry_1952_bettina_pour_dior_fb.jpg
Bettina pour Dior, 1952

clarke_henry_1952_bettina_pour_gilbert_orgel_fb.jpg
Bettina pour Gilbert Orgel, 1952

clarke_henry_1952_bettina_pour_lebigot_fb.jpg
Bettina pour Lebigot, 1952

clarke_henry_1952_bettina_pour_maggy_rouff_fb.jpg
Bettina pour Maggy Rouff, 1952

clarke_henry_1953_bettina_pour_rebe_fb.jpg
Bettina, 1953

clarke_henry_1952_bal_madrid_fb.jpg
Bal in Madrid, 1952

clarke_henry_1952_comtesse_consuelo_crespi_fb.jpg
Comtesse Consuelo Crespi, 1952

clarke_henry_1952_fiona_campbell-walter_pour_schiaparelli_fb.jpg
Fiona Campbell-Walter pour Schiaparelli, 1952

clarke_henry_1952_margaret_philips_pour_givenchy_fb.jpg
Margaret Phillips pour Givenchy, 1952

clarke_henry_1952_sue_jenks_pour_joset_walker_fb.jpg
Sue Jenks pour Joset Walker, 1952

clarke_henry_1953_anonyme_clarke_avec_mannequins_fb.jpg
Henry Clarke with models, 1953

clarke_henry_1953_edwige_feuill_re_en_balmain_fb.jpg
Edwige Feuill in Balmain, 1953

Gabrielle Chanel Sitting at Home Wearing Jersey Suit, 1954 | Henry Clarke
Gabrielle Chanel Sitting at Home Wearing Jersey Suit, 1954

clarke_henry_1953_ivy_pour_balenciaga_fb.jpg
Ivy pour Balenciaga, 1953

clarke_henry_1953_ivy_pour_maggy_rouff_fb.jpg
Ivy pour Maggy Rouff, 1953

clarke_henry_1953_nellie_pour_desses_fb.jpg
Nellie pour Desses, 1953

clarke_henry_1951_gigi_pour_balenciaga_fb.jpg
Gigi pour Balenciaga, 1951

clarke_henry_1951_gigi_pour_dior_fb.jpg
Gigi pour Dior, 1951

clarke_henry_1951_gigi_pour_jacques_griffe_fb.jpg
Gigi pour Jacques Griffe, 1951

clarke_henry_1951_gigi_pour_lanvin_b_fb.jpg
Gigi pour Lanvin, 1951

clarke_henry_1951_gigi_pour_lanvin_fb.jpg
Gigi pour Lanvin, 1951

clarke_henry_1955_gigi_pour_albouy_fb.jpg
Gigi pour Albouy, 1955

clarke_henry_1954_ann_nutting_pour_dior_fb.jpg

Dior, 1954

clarke_henry_1954_ann_nutting_pour_lanvin_fb.jpg
Ann Nutting pour Lanvin, 1954

clarke_henry_1954_dior_fb.jpg
Dior, 1954

clarke_henry_1954_dorian_leigh_pour_jean_dess_s_fb.jpg
Dorian Leigh pour Jean Desses, 1954

clarke_henry_1954_hildegard_knef_fb.jpg
Hildegard Knef, 1954

clarke_henry_1954_maria_pour_gres_fb.jpg
Maria pour Gres, 1954

clarke_henry_1954_patricia_pour_fath_fb.jpg
Patricia pour Fath, 1954

Model in Corset, Petticoat, and Stockings, 1954 | Henry Clarke
Model wearing white back-laced bodice brassiere, lace petticoat, and black lace topped stockings. All from the Jacques Fath collection.

clarke_henry_1955_dorian_leigh_pour_patou_fb.jpg
Dorian Leigh pour Jean Patou, 1955

clarke_henry_1955_enid_boulting_pour_gr_s_fb.jpg
Enid Boulting pour Gres, 1955

clarke_henry_1955_isabell_pour_revillon_fb.jpg
Isabell pour Revillon, 1955

clarke_henry_1955_vogue_f_vrier_fb.jpg  clarke_henry_1955_vogue_octobre_fb.jpg
1955

clarke_henry_1952_suzy_parker_pour_givenchy_fb.jpg
Suzy Parker pour Givenchy, 1952

clarke_henry_1953_suzy_parker_pour_mauboussin_fb.jpg
Suzy Parker pour Mauboussin, 1953

clarke_henry_1954_suzy_parker_pour_chanel_b_fb.jpg
Suzy Parker pour Chanel, 1954

clarke_henry_1954_suzy_parker_pour_chanel_fb.jpg
Suzy Parker pour Chanel, 1954

clarke_henry_1954_suzy_parker_pour_dior_casino_montecarlo_fb.jpg
Suzy Parker pour Dior, Monte Carlo, 1954

clarke_henry_1954_suzy_parker_pour_fath_fb.jpg
Suzy Parker pour Fath, 1954

clarke_henry_1954_suzy_parker_pour_givenchy_fb.jpg
Suzy Parker pour Givenchy, 1954

clarke_henry_1954_suzy_parker_pour_griffe_fb.jpg
Suzy Parker pour Griffe, 1954

clarke_henry_1954_suzy_parker_pour_manguin_fb.jpg
Suzy Parker pour Manguin, 1954

clarke_henry_1954_suzy_parker_pour_pertegaz_fb.jpg
Suzy Parker pour Pertegaz, 1954

clarke_henry_1956_dovima_pour_fath
Dovima pour Fath, 1956

clarke_henry_1956_dovima_pour_jacques_fath
Dovima pour Fath, 1956

clarke_henry_1956_dovima_pour_jacques_fath_planche_fb.jpg

clarke_henry_1956_dovima_pour_lanvin_fb.jpg
Dovima pour Lanvin, 1956

clarke_henry_1956_dovima_pour_madeleine_de_rauch_fb.jpg
Dovima pour Madeleine de Rauch, 1956
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →